On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.06 09:19. Заголовок: Давайте поговорим о способах замера экспозиции


Интегральная, Центральновзвешанная, Центральная, прочие хитрые варианты....
Есть мнение (и мне кажется, что оно верное), что центральный замер (по центру кадра) - единственно верн и надежен, а остальное от лукавого. Но т.к. я неоднократно получаю по бошке за свои снимки, то приглашаю всех желающих вразумить меня в этом плане.

Что и как замерять при сложном освещении.
Сам объект, если ярко освещен - исчезнет окружение, соедние темные участки - объект вылезет....

Может быть единственный верный способ - избавиться от сложного освещения (посредством зонтиков, подсветок и вспышек) ?

Ночью спокойной, белою тайной, тихою тенью Чуть раздвигая почву сырую, лезем на воздух. Вечно в тени мы, и ничего мы вовсе не просим. Пьем только воду и никого мы не потревожим. Мало нам надо, нас только много… Только однажды, в некое утро мир станет нашим. (Сильвия Платт. Грибы) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]


Модератор


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.06 21:25. Заголовок: Re:


bux [NL]
Центральный замер вещь хорошая, но и остальные не зря придуманы:
Например, снимаем гриб с темной шляпкой и белой ножкой (красный мухомор), так как фокусируемся по шляпке, то и замер идет по ней. А значит вместо ножки может получиться блик - полное отсутствие информации в виде 255 255 255 . Поэтому, если гриб занимает почти весь кадр - можно взять интегральный замер, если только центральную часть кадра - центровзвешенную.
Если аппарат позволяет, то лучше точено замериться по белой части гриба, а потом ввести экспокоррекцию на 0.5-1 ступень (а может и больше).
Важно, чтобы не пропали света, поскольку тени можно попробовать вытянуть (правило не относится к съемке очень темных грибов в темном лесу, типа чернушки - там блики не помеха )
Вот пример сегодняшней моей не очень удачной съемки, где точечный (центральный) замер по белой части шляпки просто необходим, так как грибок занимает очень малую часть площади кадра с темным фоном (приведен уже "обрезанный" кадр):

Увеличить

Справа оригинал, слева обработанный фильтром "Power Retouche" (Dinamic Range Compressor) и залитые тени вдруг проявились, а блика на шляпке нет!

Многих проблем с замером позволяет избегать съемка в RAW-формате (к сожалению не все цифромыльницы поддерживают этот режим), поскольку глубина цвета 10 и больше бит, в отличии от 8 бит Jpeg-а.
Вот пример одного и того же снимка без обработки:

Увеличить
Верхний - Jpeg камеры, нижний - получен в фотошопе из RAW-файла (чисто на авто настройках) того же снимка. (Обратите внимание на вдруг "прорисовавшиеся" облака)


bux [NL] пишет:

 цитата:
Может быть единственный верный способ - избавиться от сложного освещения (посредством зонтиков, подсветок и вспышек) ?


Не единственный, но хороший свет никогда не помешает

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.05.06 22:07. Заголовок: Re:


Андрей, а если снимаешь большой гриб с белой шляпкой, объясните для профанов, как лучше это сделать. Солнечно, снимаю в авто, столбчатая диаграмма показывает правильную выдержку, но что-то не то. Спасибо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.06 02:46. Заголовок: А я никогда не снимаю на автомате


А я никогда не снимаю на автомате. Почти гарантирована потеря информации в светАх. Чтобы не терять светА, работаю в ручном режиме и ставлю экспозицию так, чтобы была недодержка -0,3 В, иногда -0,7 В (Соня умеет её показывать, называя экспокоррекцией).
Если нужно фотографировать быстро - использую полуавтоматич. режим, в котором заранее выставлена экспокоррекция -0,3 В.

Потом, при постобработке, можно легко вытянуть не только яркость/контрастность, но и при необходимости, поправить цветопередачу. А это бывает почти всегда, причём иногда снимки имеют идеальную ЦП, а чаще - нет.

На работе мы обсуждали причины. Одна из возможных - отражение, например, синего неба. Глаз не видит (отстраивается от синего), цифровик передаёт всё как есть. А как должно быть?... Наверное - наиболее естественно.

Ну и последнее... Как снять белое на тёмном фоне или, наоборот, тёмное на светлом? Чтобы ни в коем случае не терять информацию в светАх. В крайнем случае приходится жертвовать небом. Ну а тени всегда можно вытянуть. Ну..., или почти всегда.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Модератор


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.06 11:55. Заголовок: Re:


ariona пишет:

 цитата:
Андрей, а если снимаешь большой гриб с белой шляпкой, объясните для профанов, как лучше это сделать. Солнечно, снимаю в авто, столбчатая диаграмма показывает правильную выдержку, но что-то не то. Спасибо.


На автомате такие съемки лучше не делать! Посмотреть , что рекомендует камера (использовать ее в качестве экспонометра) и в ручном режиме ( М ) поставить диафрагму на полступени-ступень меньше. К примеру, камера показывает выдержку 100 диафрагму 2.8, ставим выдержку 100 диафрагму 3.5 или 4. При этом избежим засветки и увеличим глубину резкости.
Если камера позволяет - можно пользоваться советом тезки ( SAE ) . А в особо сложных условиях применить брекетинг по экспозиции ( съемка серии из трех кадров с -1 0 +1 эксповилкой), тогда (если есть фотошоп CS2 ) можно "сложить" серию в один снимок с более широким динамическим диапазоном ( в фотошопе: File ->Automate -> Merge to HDR... )

Много проблем при съемке однотонных малоконтрастных грибов возникает из-за работы автофокуса цифромыльницы:
Вроде и фокус камера подтвердила и на экранчике резко, а придешь домой - гриб на фото нерезкий! Фокус камеры схватил не гриб, а какую-нибудь травинку (более контрастную) рядом. Поэтому постарайтесь убрать травку-веточки перед и рядом с грибом! Можно еще (если съемка с использованием штатива) положить на гриб какой-нибудь маленький контрастный объект ( иголку, очень маленькую веточку) в точку желаемой фокусировки, чтобы аппарат сфокусировался на нужной точке, и перед "дожатием" спуска убрать этот объект (или не убирать его, если он не портит художественный замысел )

SAE пишет:

 цитата:
Ну и последнее... Как снять белое на тёмном фоне или, наоборот, тёмное на светлом? Чтобы ни в коем случае не терять информацию в светАх. В крайнем случае приходится жертвовать небом. Ну а тени всегда можно вытянуть. Ну..., или почти всегда.


Только не вслучае съемки птички, летящей в небе (иначе от птички остается только черный силуэт ), тут надо на пару ступеней выдержку удлинять . Вообще-то чтобы не терять небо есть поляризационный фильтр и если у фотоаппарата есть резьба для прикручивания светофильтров, то Поляризационный и Защитный (UV) фильтры пригодятся.

SAE пишет:

 цитата:
На работе мы обсуждали причины. Одна из возможных - отражение, например, синего неба. Глаз не видит (отстраивается от синего), цифровик передаёт всё как есть. А как должно быть?... Наверное - наиболее естественно.


По-идее баланс белого должен это учесть и отбросить, скорее это связано с несовсем правильными алгоритмами внутрикамерной обработки (попытками скомпенсировать недостаточную чуствительность в синем канале ? ).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.05.06 16:42. Заголовок: Re:


Обоим Андреям огромное спасибо за ценнейшие для меня советы. Буду изучать, стараться, применять. С меня причитается! С уважением, Ирина.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.06 07:36. Заголовок: Re:


Все внимательно прочитал, вроде понял.

yav пишет:

 цитата:
Вроде и фокус камера подтвердила и на экранчике резко, а придешь домой - гриб на фото нерезкий! Фокус камеры схватил не гриб, а какую-нибудь травинку (более контрастную) рядом. Поэтому постарайтесь убрать травку-веточки перед и рядом с грибом! Можно еще (если съемка с использованием штатива) положить на гриб какой-нибудь маленький контрастный объект ( иголку, очень маленькую веточку) в точку желаемой фокусировки, чтобы аппарат сфокусировался на нужной точке, и перед "дожатием" спуска убрать этот объект (или не убирать его, если он не портит художественный замысел )



Классно!!!
Я до этого как-то не додумался =((((

Хотел-бы заметить, что проблема эта мной тоже продумывалась (на экранчике резко, а придешь домой - гриб на фото нерезкий) применительно к моему мыльнику. На интересную мысль навел сам конструктив фотоаппарата имеющий специальный светодиод для автофокусировки и ссылка на него в инструкции. К сожалению в макро эта "фишка" вредит, т.к. светит не на сам объект а рядом с ним (равно как и вспышка расположена не по оси).
Так вот для четкой работы автофокуса необходима помимимо еще и хорошая освещенность объекта съемки.

Опыты с ранее купленым мною светодиодным фонариком еще впереди!!!

ну и еще из области извратов - фиксация фокуса. Иногда невозможно в мрачном ельнике на переходе шляпа / ножка четко сфокусироваться, а хочется, чтоб и шляпу видно было и ногу. Фокусируемся на шляпе, фиксим фокус и поворачиваем объектив на нужное место. Иногда срабатывало.


Ночью спокойной, белою тайной, тихою тенью Чуть раздвигая почву сырую, лезем на воздух. Вечно в тени мы, и ничего мы вовсе не просим. Пьем только воду и никого мы не потревожим. Мало нам надо, нас только много… Только однажды, в некое утро мир станет нашим. (Сильвия Платт. Грибы) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.05.06 07:41. Заголовок: Re:


Про птичек:

yav пишет:

 цитата:
Только не вслучае съемки птички, летящей в небе (иначе от птички остается только черный силуэт ), тут надо на пару ступеней выдержку удлинять


C летящей в перспективе птичкой ничего не получиться, если только она не против сонца летит. Черный четкий силует ИМХО более предпочтителен, чем размазанное пятно. Опять-таки, получались птички на пустом месте, если в наличии облака, то видимо экспозамер сбивается на них (даже центральный) и тут уж только коррекция выдержки. Только птичка уже улетит, ибо на мыльниках неудобно это делать =((( Давайте лучше грибы фотографировать, они не летают и не бегают !!!

Ночью спокойной, белою тайной, тихою тенью Чуть раздвигая почву сырую, лезем на воздух. Вечно в тени мы, и ничего мы вовсе не просим. Пьем только воду и никого мы не потревожим. Мало нам надо, нас только много… Только однажды, в некое утро мир станет нашим. (Сильвия Платт. Грибы) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор форума




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 13:43. Заголовок: Re:


bux [NL],

Коллега,
на самом деле Вы же хотели узнать, что такого неправильного было сделано при съемке той поганки и почему фотографию не взяли на сайт по техническим причинам, не так ли?
Дело в том, увлекшись тогда съемкой смертельно опасного гриба, Вы сделали практически смертельную для будущего фото ошибку - снимали в непосильном для камеры диапазоне яркостей. Вы глазом видели все детали и в светах и в тенях, а камера дала не то... И будет давать всегда.

Ибо человеческий глаз - хитроумнейший оптический инструмент - центральной своей частью сканирует много раз в секунду небольшие участки сцены, каждый момент ПОДСТРАИВАЯ ЭКСПОЗИЦИЮ В ЭТОМ НЕБОЛЬШОМ УЧАСТКЕ путем сужения или расширения зрачка (аналога диафрагмы). Повторяю - каждый момент. Глаз перемещается по сцене по достаточно хитроумной траектории, а мозг тем временем "стыкует" графическую информацию от каждого малого куска в единое целое, причем использует информацию от другого глаза, чтобы восстановить изображение в самом центре глазного яблока, там где примыкает зрительный нерв. Поэтому у человека в мозгу возникает полная деталей и тонов картина, построенная из сотен маленьких правильно сэкспонированных картинок.

Фотокамера же видит ВСЕ И СРАЗУ. На нее обрушивается весь диапазон яркостей. Если сцена чрезвычайна контрастна (закат над лесом, например, или гриб в ельнике в солнечный день) - потеря деталей гарантирована.
Можно пойти по пути сборки картинок, как это делавет наш глаз. Отдельно снять закат, правильно определив экспозицю для самых ярких его частей, затем средний план, а замем - темный лес. Далее все эти три картины аккуратно "склеить" так, чтобы переходы между снимками были по возможности незаметны. Уверяю, картина будет отменная.

Можно пойти по другому пути - уменьшить диапазон яркостей или навести тень на плетень. Обратите внимание, знаменитый Марек Сноварский добрую половину фотографий сделал или в тени или при затененных условиях. Это позволило ему более полно показать цвета и детали
Специально для Вас, bux [NL], и для Ирины Ухановой, которая тоже много снимаает на южном солнце, в субботу сделал два снимка псатиреллы

Первый снимок на солнце
Увеличить

Другой снимок сделал, не меняя положения, только закрыл солнце ладонью
Увеличить

Одно движение рукой и мы взамен темного и контрастного фото имеем другой снимок, полный полутонов и деталей

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 14:06. Заголовок: Re:


Вячеслав, спасибо. На подходе мой новый отчет, м.б. там уже что-то приличное будет, хотя снято на южном солнце. Но если где и плоховато, утешает, что почти все снятые виды требуются сайту. Еще раз мерси за науку!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 15:19. Заголовок: Re:


vstepanov пишет:

 цитата:
Коллега,
на самом деле Вы же хотели узнать, что такого неправильного было сделано при съемке той поганки и почему фотографию не взяли на сайт по техническим причинам, не так ли?


Да, ISO больше 50 нельзя поднимать =((((((
У меня - 200.



 цитата:

Дело в том, увлекшись тогда съемкой смертельно опасного гриба, Вы сделали практически смертельную для будущего фото ошибку - снимали в непосильном для камеры диапазоне яркостей. Вы глазом видели все детали и в светах и в тенях, а камера дала не то... И будет давать всегда.



Ибо человеческий глаз - хитроумнейший оптический инструмент - центральной своей частью сканирует много раз в секунду небольшие участки сцены, каждый момент ПОДСТРАИВАЯ ЭКСПОЗИЦИЮ В ЭТОМ НЕБОЛЬШОМ УЧАСТКЕ путем сужения или расширения зрачка (аналога диафрагмы). Повторяю - каждый момент. Глаз перемещается по сцене по достаточно хитроумной траектории, а мозг тем временем "стыкует" графическую информацию от каждого малого куска в единое целое, причем использует информацию от другого глаза, чтобы восстановить изображение в самом центре глазного яблока, там где примыкает зрительный нерв. Поэтому у человека в мозгу возникает полная деталей и тонов картина, построенная из сотен маленьких правильно сэкспонированных картинок.


Фотокамера же видит ВСЕ И СРАЗУ. На нее обрушивается весь диапазон яркостей. Если сцена чрезвычайна контрастна (закат над лесом, например, или гриб в ельнике в солнечный день) - потеря деталей гарантирована.


Увы. Я конечно знал, что не все так просто, как мне казалось =(((
Что подтверждают кучи моих загубленных фотографий.
А пленка ? В целом динамический диапазон у пленки лучше чем у цифры ?


 цитата:

Можно пойти по пути сборки картинок, как это делавет наш глаз. Отдельно снять закат, правильно определив экспозицю для самых ярких его частей, затем средний план, а замем - темный лес. Далее все эти три картины аккуратно "склеить" так, чтобы переходы между снимками были по возможности незаметны. Уверяю, картина будет отменная.


Да, я читал Вашу статью. К сожалению - ни разу пока не воспользовался этим методом.


 цитата:

Можно пойти по другому пути - уменьшить диапазон яркостей или навести тень на плетень. Обратите внимание, знаменитый Марек Сноварский добрую половину фотографий сделал или в тени или при затененных условиях. Это позволило ему более полно показать цвета и детали
Специально для Вас, bux [NL], и для Ирины Ухановой, которая тоже много снимаает на южном солнце, в субботу сделал два снимка псатиреллы

Первый снимок на солнце
Увеличить

Другой снимок сделал, не меняя положения, только закрыл солнце ладонью
Увеличить

Одно движение рукой и мы взамен темного и контрастного фото имеем другой снимок, полный полутонов и деталей



Гм. Это чтож получаетися ?
Либо контраст, либо цвета ?
Кстати, первый снимок выгодно отличается от второго тем, что хорошо виден рельеф шляпы за счет контраста. Правда часть щляпы *очень* пересвечена. Пример очен нагляден.
А как сделать контрастный полный тонов снимок ? Применить исскуственное освещение с нескольких точек ?
Извените, что достаю Вас своими глупыми вопросами





Ночью спокойной, белою тайной, тихою тенью Чуть раздвигая почву сырую, лезем на воздух. Вечно в тени мы, и ничего мы вовсе не просим. Пьем только воду и никого мы не потревожим. Мало нам надо, нас только много… Только однажды, в некое утро мир станет нашим. (Сильвия Платт. Грибы) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 16:03. Заголовок: Re:


Спасибо за объяснения, Вячеслав. Привыкнув снимать мыльницей, полагаешь солнце за благо, а это не всегда так.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 16:51. Заголовок: Re:


А ещё (если у вас нет режима RAW и большая память) при сложных условиях съёмки пользуйтесь брекетингом с максимальным экспоразносом, лучше со штативчика - из нескольких снимков выберите или смонтируете лучшую фотку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Модератор


Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 17:19. Заголовок: Re:


bux [NL] пишет:

 цитата:
Кстати, первый снимок выгодно отличается от второго тем, что хорошо виден рельеф шляпы за счет контраста. Правда часть щляпы *очень* пересвечена. Пример очен нагляден.
А как сделать контрастный полный тонов снимок ? Применить исскуственное освещение с нескольких точек ?


Для этого есть фотошоп (желательно cs2). В нем есть кнопка "сделать шедевр" называется Image -> Adjustments -> Shadow/Highlights
Получаем одним нажатием:

Увеличить

bux [NL] пишет:

 цитата:
А пленка ? В целом динамический диапазон у пленки лучше чем у цифры ?


Слайд безусловно сделает любую цифровую камеру , но его и снять сложнее. Негатив сравним с RAW-форматом, снимок в Jpeg - безусловно слабее пленки.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.06 20:01. Заголовок: Не люблю снимать на солнце


Наконец-то мне стало понятно, почему я не люблю фотографировать при солнечном освещении и стараюсь снимать в тени. Под мои интуитивные действия подведена солидная научная база.
Премного благодарен за разъяснения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Не зарегистрирован
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.06 06:46. Заголовок: Re:


And пишет:

 цитата:
А ещё (если у вас нет режима RAW и большая память) при сложных условиях съёмки пользуйтесь брекетингом с максимальным экспоразносом, лучше со штативчика - из нескольких снимков выберите или смонтируете лучшую фотку.



Да, да... я всегда про это помню, только вот никогда не вспоминаю когда надо =(((
Фоткнул разочек и дальше побег. Надо себе на лбу написать !!!
Или ветку форума распечатать и таскать с обой пока наизусть не выучу...

yav пишет:

 цитата:
Для этого есть фотошоп (желательно cs2). В нем есть кнопка "сделать шедевр" называется Image -> Adjustments -> Shadow/Highlights



Это уже ни чем не поможет, ИМХО.
Вытягивая любой снимок фотошопом всегда теряем в качестве в итоге.




Кстати, на счет HDRI:
http://ildar-gumerov.newmail.ru/hdri.htm
http://www.hdrsoft.com/
http://www.zastavkin.com/forum/viewtopic.php?t=345



И вообще нужен RAW конечно сам по себе, а у меня его - нету буду менять фотик.


Ха, буржуйская статья о расширении динамического диапазона:
http://luminous-landscape.com/tutorials/blended_exposures.shtml




Извените за поток сознания.

Ночью спокойной, белою тайной, тихою тенью Чуть раздвигая почву сырую, лезем на воздух. Вечно в тени мы, и ничего мы вовсе не просим. Пьем только воду и никого мы не потревожим. Мало нам надо, нас только много… Только однажды, в некое утро мир станет нашим. (Сильвия Платт. Грибы) Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 68
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет