ВВЕДЕНИЕ Вот я и вернулся с пешего путешествия в междуречье великой сибирской реки Чулым, и не менее великой – Обь. Всю зиму мы планировали отправиться в тундру покорять 503-ю стройку – восточную часть недостроенной железной дороги Салехард-Игарка. Но сложность транспортировки до места высадки и обратно, слишком большая продолжительность похода и отсутствие спутниковой связи (ни обычной связи, ни людей, там нет), заставило нас сомневаться в правильности выбора. В итоге, брошенная 50-копеечная монета окончательно решила судьбу отпуска – ограничимся Томской областью.
Вариант пешего маршрута уже был. Это тоже железная дорога, но гораздо менее великая и менее известная. Узкоколейка, которая когда-то соединяла реки Чулым и Обь. Создавалась она для вывоза леса к рекам. Существовало множество веток, которые по завершению вырубок разбирались и переносились. Были в тех краях и лагеря (к сожалению, мы так и не добрались до остатков лагерей ГУЛАГ-а).
В самый последний момент выяснилось, что Андрею, одному из участников похода, поручили провести какие-то внеплановые занятия и время, отпущенное на путешествие резко сократилось до 9 дней.
Сразу приведу и схему пройденного маршрута. Квадратами обозначены точки, до которых добирались автомобильным транспортом (на схеме только пешая часть маршрута), кругами места ночёвок. Если возникнет у кого-то желание найти маршрут на карте России, то замечу, что происходит всё это километров 100-120 севернее Томска. На большинстве карт обозначены населенные пункты Красный Яр и Комсомольск – можно ориентироваться на них.
Я сделал, отдельную тему под этот отчёт, поскольку он как-то слабо подпадает под существующие. К тому же я рассчитываю на активную помощь в определении грибов, втреченых на протяжении маршрута. К сожалению, удалось сфотографировать лишь малую часть грибов встретившихся на протяжении маршрута, поскольку далеко не всегда я мог скинуть рюкзак и остановить движение группы. А иногда ситуация была настолько сложная, что мне было просто не до грибов – свои ноги бы унести. Большинство фотографий делалось на привалах – что оказывалось под боком, то и попадало в кадр. Немало грибов, примеченных по дороге, к сожалению, так и не попали в кадр.
1 ДЕНЬ Стартовать решили около деревни Копыловки. Оттуда начинается одна из существовавших узкоколеек, с которой выхода в сторону Красного Яра (конечной цели нашего маршрута) не было никогда. Для того чтобы попасть на те дороги, что ведут в Красный Яр необходимо преодолеть реку Юксу и её дельту. Насколько это будет непросто, мы тогда ещё не знали.
Вышли около 3-х часов, и сразу пришлось прибегнуть к «дождевикам» (не грибам) - поливало практически без остановки. Уже в десяти метрах от машины, прямо на обочине мы встретили первый белый гриб.
Далее пошли по старой насыпи узкоколейной железной дороги. Несмотря на близость деревни, грибы стояли нетронутые – восновном сочные, молодые leccinum-ы – «подберезовики», «красноголовики» и т.д.
1-первый гриб; 2-по старой насыпи узкоколейки Вскоре железная дорога отвернула в сторону, а наш маршрут продолжился по лесовозной дороге. Рекордов в первый день никто ставить не собирался, и через 8 километров на сухом, возвышенном участке сосняка встали на ночёвку. Вокруг в изобилии росла черника и брусника. А молоденькие подосиновки росли прямо на территории лагеря. Была проблема только с водой - пришлось выискивать лужи почище и кипятить воду из них.
Во время ужина Юра сделал фотографию всех остальных участников. Слева направо: Андрей, Михаил, Фёдор, ваш покорный слуга. Ну а сам Юра, встретится потом на других фотографиях.
3 - молодой бор на месте стоянки; 4 - участники похода